+38 (068) 379-38-45 | info@sslab.com.ua
Лаборатория эффективных исследований

СЕКРЕТНЫЙ АЛГОРИТМ ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Знаете, в универе я просто проглатывала сложнейшие учебники. А сейчас у меня на столе целая стопка статей, каждую из которых я прочитала не менее 2 раз, но я едва могу вспомнить хоть что-то из них!» – так начинается практически каждый второй запрос к нам от начинающих исследователей.

В чем же дело?

А дело вот в чем! В школе и в университете мы читаем учебную литературу, то есть книги, в которых излагается какая-то система знаний, уже кем-то адаптированная для нашего с вами восприятия.

В исследовательской же деятельности мы сталкиваемся с академической литературой. И далеко не всегда она написана просто и понятно L. Ведь цель автора академической литературы – не вбить нам в голову какую-то информацию, как это делается в учебной литературе, а поделиться с нами результатами своих исследований.

Что же делать?

Ответ очевиден – адаптировать академическую литературу для своего собственного эффективного восприятия.

Для этого существует очень простой и интуитивно понятный алгоритм – SQ3R. Название этого алгоритма представляет собой порядок обработки информации, который состоит из 5 шагов:

S – Survey – сначала мы проводим оценку статьи, то есть сканируем ее аннотацию, ключевые слова, введение и выводы для того, чтобы получить общее представление. Этот беглый взгляд на статью даст вам возможность понять, содержит ли она необходимую информацию. Если нет, значит не стоит тратить на неё время.

Q – Question – заранее подготовьте любые вопросы, которые приходят вам на ум по поводу исследуемой вами темы. Ещё раз просканируйте взглядом статью и отметьте места, которые могут содержать в себе ответы. Вопросы в этом случае можно приравнять к общей цели исследования, ради которого вы читаете статью, а понимание ответов помогут вам структурировать полученную информацию.

R – Read – только теперь приступайте к прочтению статьи. Читайте медленно и внимательно места, в которых содержатся ответы на ваши вопросы. На это может уйти достаточно много времени, особенно если статья сложная или практически целиком важна для вашего исследования. Во время чтения делайте про себя пометки, создавая свою карту памяти. С отрывками, которые содержат в себе незначительную информацию, можно просто бегло ознакомиться.

R – Recall – закончив чтение статьи, сформулируйте ключевые моменты, отвечающие на ваши вопросы (либо вслух, либо в письменной форме, но обязательно своими словами) и посмотрите, как с этим согласуется остальная собранная вами информация. Это поможет лучше понять, запомнить и организовать исследуемый материал.

R – Review – после того, как вы ещё раз прокрутили в своей голове информацию и разложили всё по полочкам, пришло время для заключительного этапа – пересмотра. Это может быть и повторное чтение статьи, и дополнение сделанных заметок, и обсуждение прочитанного с коллегой. Но самый эффективный метод закрепления информации – это изложить её кому-то ещё, как учитель объясняет новую тему ученику. При этом хорошо бы сформулировать вам свою собственную точку зрения по поводу прочитанной статьи и определить ей место в рамках своего исследования.

Более детальную информацию о том, как классифицировать прочитанные статьи вы можете прочитать в нашем материале по АВС анализу академической литературы. При этом нам интересно было бы узнать, каким образом вы читаете академическую литературу. Особенно тогда, когда вам нужно прочесть большое количество источников, а времени на это отведено мало.

Ну и, как всегда, совет от лаборатории эффективных исследований:

«Учитесь у лучших и никогда не сдавайтесь!!!»

Читайте также:
Проблемы с научной новизной? ТОП 5 привычек, убивающих вашу креативность

Календарь событий

Категория:
Смотреть программу Участвовать