+38 (068) 379-38-45 | info@sslab.com.ua
Лабораторія Ефективних Досліджень

 

КАК НЕ УТОНУТЬ В МОРЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

 

Одной из причин, по которой аспиранты и соискатели не сдвигают с мертвой точки свои диссертации, является отсутствие необходимых навыков работы с научной литературой.

Неумение искать, сортировать и аналитически читать – часто приводит аспирантов к полному отчаянию и отказу от попыток довести научное исследование до конца.

Как искать научную литературу и эффективно ее читать (см. ссылку), мы рассказываем в отдельных постах, а сегодня предлагаем сосредоточиться на том, как сортировать найденные источники.

О том, что аспирант или соискатель не умеет сортировать академическую литературу, мы определяем по фразам:

"Я еще не все, из того, что нашел, прочитал. А из того, что прочитал, я мало что для себя нашел."

 

Попытки перечитать все, что найдено, часто ведут к полному провалу.

Только представьте, что по некоторым направлениям количество научных статей, выдаваемых академическими поисковыми системами может превышать сотни тысяч, а то и миллионы.

Давайте посмотрим, что выдает бесплатная система по полнотекстовым научным публикациям Google Scholar по запросу «публичные закупки инноваций» на английском, русском и украинском языках.

Итак, количество публикаций, найденных системой на английском языке, составляет 382 000 за весь период. При этом только за 2018 год было найдено 13 800 статьи

На русском языке результат поиска составляет 9 110 публикаций за весь период и 920 – за 2018 год.

И на украинском – 3 050 и 309 за весь период и за 2018 г. соответственно.

 

Итого поисковая система выдала 394 160 публикаций за весь период и 15 029 публикаций только за 2018 год.

Время обучения в аспирантуре составляет 4 года. Если предположить, что первые 3 года аспирант планирует читать академическую литературу и проводить исследование, а в последний год заниматься оформительской и редакционной работой, то, чтобы пропустить через себя весь этот объем информации за 3 года обучения, ему необходимо будет читать по 360 публикаций в день!!!

Или не менее 13 публикаций в день, если он планирует прочитать только те статьи, которые были опубликованы в 2018 году.

И здесь сразу же возникает справедливый вопрос:

"А  когда делать расчеты, проводить эксперименты, писать статьи?"

Конечно же, если читать такое количество публикаций ежедневно, все остальное делать будет уже некогда.

Но выход из этой ситуации до банальности прост. Все, что необходимо делать, это сортировать, то, что вы планируете прочитать. Ведь несмотря на то, что новые статьи публикуются часто, поистине новаторские исследования появляются редко. Более того, далеко не все публикации, которые выдает поисковая система, являются качественными и в равной степени полезными для вашего исследования.

Классическим подходом к сортировке научной литературы является АВС анализ.

Он позволяет создавать собственную классификацию отобранной научной литературы по ее релевантности вашему исследованию.

В чем его суть такой классификации?

Всю анализируемую литературу вам необходимо разделить на три основные группы – группу А, группу В и группу С.

Группа А

К группе A вы относите те источники литературы, которые максимально релевантны вашему исследованию. То есть это очень важная для вашего исследования литература высокого качества.

Это могут быть

  • любые работы, выполненные вашими прямыми конкурентами, т.е. учеными, которые занимаются аналогичными вашему исследованиями
  • работы, которые вы используете в качестве теоретической основы своих собственных исследований
  • любые работы, методологию, которых вы планируете заимствовать или адаптировать для вашего исследования.

В зависимости от темы вашего исследования, таких источников может быть относительно немного. В отдельных случаях это может быть от 10 до 15 публикаций. Но именно они в дальнейшем лягут в основу вашего обзора литературы и диссертационного исследования в целом. Поэтому эти источники должны быть прочитаны в первую очередь и проработаны настолько глубоко, что вы сможете самостоятельно изложить все идеи, описанные в статье, а также при необходимости повторить описанный в работе эксперимент или провести соответствующие расчеты, получив аналогичный результат.

Группа В

К группе B вы относите те источники литературы, которые важны для вашего исследования, но они не являются ключевыми.

Это могут быть

  • работы, которые вы планируете использовать в качестве подтверждения своей аргументации
  • любые работы, с которыми вы хотели бы поспорить
  • работы, которые в целом релевантны вашему исследованию, но о важности которых вы еще не до конца определились.

Источников группы В может оказаться достаточно много. Именно они составят в дальнейшем костяк вашего списка литературы.

Такие источники вам необходимо читать во вторую очередь. И не смотря на то, что к чтению подобных работ вам также необходимо подходить достаточно серьезно, все же главной задачей здесь будет выделение тех мест, которые важны для вашей аргументации, и на которые вы планируете сослаться в своей работе. Если вы используете для чтения научной литературы алгоритм SQ3R (см. ссылку), то здесь важным окажется этап поиска отчетов на заранее сформулированные вопросы.

Группа С

К группе С вы относите все те работы, которые, вероятно, имеют отношение к вашему исследованию, но вы не уверены в их качестве или точно не знаете, каким образом эти публикации применить в вашем диссертации. Обращайтесь к чтению таких статей только в том, случае, если вам не удалось найти хорошего подтверждения ваших аргументов среди источников группы А и В. При этом обязательно убедитесь в том, что данная работы является качественной и опубликована в журнале, которому можно доверять.

 

АВС анализ как зерно роста библиографии

АВС анализ важен не только с позиции классификации статей по их релевантности, но и с позиции поиска новой качественной литературы для вашего исследования.

Даже если вы нашли только одну качественную статью, которую в дальнейшем отнесли к группе А, внимательно прочитайте ее и посмотрите, на кого ссылается автор этой статьи. Так вы сможете найти большое количество релевантной вашему исследованию литературы, которую вы по какой-то причине не смогли найти в поисковых системах.

Ознакомьтесь с найденной таким образом литературой. Классифицируйте ее по принципу АВС. Идите дальше, проверяя ссылку за ссылкой.

Далее посмотрите, кто цитировал эту статью с момента ее публикации. Это еще один быстрый способ расширить вашу библиографию и найти более современные работы, релевантные вашему исследованию. Далее посмотрите, кто цитировал и эти статьи. Так вы можете расширять свой список литературы до бесконечности.

Таким образом, находя одну качественную публикацию, релевантную вашему исследованию, делайте из нее зерно роста вашей библиографии. Это позволит вам не тратить уйму времени на поиск и дальнейшую сортировку статей и, как следствие, не утонуть в море научной литературы.

 

 

Ну и, как всегда, совет от лаборатории эффективных исследований:

«Учитесь у лучших и никогда не сдавайтесь!!!»

Читайте також:
Как читать научную литературу? Алгоритм эффективного чтения
Проблемы с научной новизной? ТОП 5 привычек, убивающих вашу креативность
Почему мы теряем мотивацию при работе над диссертацией?
9 советов по составлению диаграммы связей

Календар подій

Категорія:
Дивитись програму Прийняти участь