+38 (068) 379-38-45 | info@sslab.com.ua
Лабораторія Ефективних Досліджень

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ДИАГРАММЫ

 

Ранее мы с вами уже обсуждали, как составлять диаграммы связей. Теперь давайте же разберемся, что такое системная диаграмма и как с ней работать. 

В основе системной диаграммы лежит системное мышление - умение видеть глубинные связи между отдельными и внешне независимыми компонентами или событиями. Различая связи между компонентами или событиями, мы можем лучше понимать и влиять на них.

Но для начала давайте определимся, что же такое система? Система - это то, что способно поддерживать собственное существование самостоятельно и функционировать как одно целое через взаимодействие различных компонентов.

Чтобы упростить системное мышление часто прибегают к составлению системных диаграмм. Построение системной диаграммы можно разбить на несколько основных этапов. Рассмотрим их на примере системной диаграммы, посвященной написанию диссертации.

Этап № 1

Равно, как и при построении диаграммы связей, первым этапом составления системной диаграммы является формулирование темы, характеризующей проблему, над которой вы работаете. Зафиксируйте ее в центре диаграммы. По желанию обведите кругом или овалом. В нашем случае это будет фраза "Написать диссертацию".

 

Этап № 2

Далее необходимо определить главные компоненты, из которых состоит наша проблема. Обычно их от 3 до 6.  Согласно исследованию Бакминстера Фуллера, 3 компонента  это минимум для создания структуры. Но даже при таком небольшом количестве компонентов вполне реально создать достаточно сложные взаимодействия. Однако необходимо помнить, что это станет возможным, если все компоненты каким-либо образом связаны друг с другом.


В нашем случае мы выделили 5 основных компонентов:

  • создание структуры работы
  • тайм-менеджмент
  • чтение академической литературы
  • генерирование идей и научной новизны
  • академическое письмо.

Для того, чтобы было более понятно, как отбирать компоненты, мы предлагаем разобраться, чем система отличается от нагромождения.

В основу таблицы положены идеи Джозефа О`Конора и Иэна Макдермотта, которые они отразили в книге "Системное мышление. Поиск неординарных творческих решений" (2018 г.).

 

Система

Нагромождение

Совокупность взаимосвязанных компонентов, которые  функционируют как одно целое

Совокупность элементов

Если убирать или добавлять новые компоненты, система изменится; если систему разделить пополам, то не возникнут две новые системы  меньшего размера, а разрушенная система, возможно, не будет способна функционировать

Если убирать или добавлять новые элементы, основные свойства нагромождения останутся неизменными; если нагромождение разделить пополам, то получатся два нагромождения меньшего размера

Размещение компонентов критически важно

Не имеет значения, как размещены элементы

Компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют

Элементы не связаны между собой и, как следствие, функционируют независимо друг от друга

Поведение системы зависит от общей структуры. Изменение структуры приводит к изменению в поведении

Поведение (если оно существует) зависит от размера и количества элементов нагромождения

 

Несмотря на то, что на первый взгляд отобранные нами компоненты кажутся лишь нагромождением элементов, далее вы увидите, что они являются самой настоящей системой.

Этап № 3

Теперь нам необходимо определить факторы, влияющие на каждый из компонентов. 

В случае нашей системной диаграммы мы выделяем такие факторы влияния, как промедление работы и ее ускорение.

Поскольку в исследовательской деятельности очень важным является уметь обращать внимание не столько на сами компоненты, сколько на взаимоотношения между ними, целью составления системной диаграммы является выявление как можно большего количества причин факторов влияния на каждый компонент. С этой целью мы детализируем каждый фактор влияния, указывая как можно больше причин.

Этап № 4

Важным этапом является фиксирование связей между основными компонентами, факторами влияния и их причинами.

Важным индикатором того, что мы все правильно делаем, является то, что на диаграмме появляются круговые связи, а не прямые линии. Это говорит о том, что нам удалось отойти от линейного мышления. Когда мы фиксируем на системной диаграмме потоки влияния, можем увидеть очень важные тенденции.

Этап № 5

Дальнейший этап предполагает анализ основных потоков влияния и тех тенденций, которые были обнаружены ранее. 

Этап № 6

И наконец, пришло время прибегнуть к мозговому штурму. Для этого необходимо выбрать один из сформулированных факторов влияния и сгенерировать как можно больше идей для решения вашей проблемы.

Обратите внимание на нашу системную диаграмму. На ней четко видно, как структурирование работы, тайм-мененджмент, чтение академической литературы, генерирование идей, академическое письмо тесно связаны между собой. Потоки влияния просто пронизывают всю диаграмму. Если вы не поработаете над структурой, то не сможете написать качественный текст и не рассчитаете адекватного дедлайна. Если не будете эффективно читать академическую литературу, то погрязнете в прокрастинации и не сможете генерировать интересные идеи, и уж тем более научную новизну.

Использование системных диаграмм в исследовательской деятельности имеет огромные преимущества.

Во-первых, каждая такая диаграмма рассказывает историю проблемы, над которой вы работаете. И главный навык исследователя состоит в том, чтобы понять эту историю, выяснить, как взаимодействуют между собой компоненты проблемы, как возникают определенные тенденции, можем ли мы на них повлиять и как.

Во-вторых, системная диаграмма представляет исследуемую проблему как целостную картину - систему. Готовую диаграмму можно использовать как визуализацию, подкрепляющую ваши тезисы.

В-третьих, системная диаграмма демонстрирует взаимосвязи и взаимоотношения между основными компонентами, не прибегая при этом к описанию линейных цепочек причин и следствий. А это позволяет увидеть глубинные связи и процессы, происходящие внутри исследуемой проблемы.

И наконец, системная диаграмма дает возможность увидеть изменения, происходящие в описанной вами системе, и воспринимать их динамически, а не оторванными друг от друга отрывками статических снимков.

 

P.S. Помните, что этот инструмент креативного мышления не будет работать, пока вы не начнете применять его на практике!

 

 

Читайте також:
Как читать научную литературу? Алгоритм эффективного чтения
9 советов по составлению диаграммы связей
Проблемы с научной новизной? ТОП 5 привычек, убивающих вашу креативность
Почему мы теряем мотивацию при работе над диссертацией?

Календар подій

Категорія:
Дивитись програму Прийняти участь