+38 (068) 379-38-45 | info@sslab.com.ua
Лабораторія Ефективних Досліджень

КАК ЧИТАТЬ НАУЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ?

АЛГОРИТМ ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

 

"В универе я просто проглатывала сложнейшие учебники. А сейчас у меня на столе целая стопка статей, каждую из которых я прочитала не менее 2 раз, но я едва могу вспомнить хоть что-то из них!" – так начинается практически каждый второй запрос к нам от начинающих исследователей

В чем же дело? Почему после многолетней практики, аспиранты и соискатели испытывают серьезные сложности с чтением научной литературы?

А дело вот в чем! В школе и в университете они читали учебную литературу, то есть книги, в которых излагается некая система знаний, уже кем-то адаптированная для их восприятия.

В исследовательской же деятельности они сталкиваются с научной литературой. И далеко не всегда она написана просто и понятно. Ведь цель автора научной статьи или монографии – не вбить нам в голову какую-то информацию, как это делается в учебной литературе, а поделиться с результатами своих исследований.

Что же делать?

Ответ очевиден – адаптировать академическую литературу для своего собственного эффективного восприятия.

Для этого существует очень простой и интуитивно понятный алгоритм – SQ3R.

Применение этого алгоритма позволит вам не просто эффективно читать научную литературу, но и сортировать ее с точки зрения релевантности вашему исследованию.

Название этого алгоритма представляет собой порядок обработки информации, который состоит из 5 шагов:

Шаг № 1

S – Survey – Оценка

Сначала вы проводите оценку статьи, то есть сканируете аннотацию, ключевые слова, введение и выводы для того, чтобы получить общее представление о ее содержимом. Этот беглый взгляд на статью дает возможность понять, содержит ли она необходимую информацию. Иными словами, является ли она релевантной вашему исследования. Если нет, значит не стоит тратить на такую статью время.

Шаг № 2

Q – Questions – Вопросы

Заранее подготовьте любые вопросы, которые приходят вам на ум по поводу исследуемой вами темы. Ещё раз просканируйте взглядом статью и отметьте места, которые могут содержать в себе ответы на них.

В этом случае поиск ответов на вопросы можно приравнять к общей цели исследования, ради которого вы читаете статью, а понимание ответов помогут вам структурировать полученную информацию.

Шаг № 3

R – Read – Чтение

Только теперь приступайте к прочтению статьи. Читайте медленно и внимательно места, в которых содержатся ответы на ваши вопросы. На это может уйти достаточно много времени, особенно если статья сложная или практически полностью релевантна вашему исследованию. Во время чтения делайте для себя пометки, создавая собственную карту памяти. С блоками статьи, которые содержат в себе незначительную информацию, можно просто бегло ознакомиться.

 

Шаг № 4

R – Recite – Припоминание

Закончив чтение статьи, сформулируйте ключевые пункты, содержащие ответы на ваши вопросы (либо вслух, либо в письменной форме, но обязательно своими словами) и посмотрите, как с этим согласуется остальная собранная вами информация. Это поможет лучше понять, запомнить и организовать исследуемый материал.

Шаг № 5

R – Review – Пересмотр

После того, как вы ещё раз прокрутили в своей голове информацию и разложили всё по полочкам, пришло время для заключительного этапа – пересмотра. Это может быть и повторное чтение статьи, и дополнение сделанных заметок, и обсуждение прочитанного с коллегой или научным руководителем. Но самый эффективный метод закрепления информации – это изложить её кому-то ещё, как учитель объясняет новую тему ученику. При этом хорошо бы сформулировать свою собственную точку зрения по поводу прочитанной статьи и определить ей место в рамках вашего исследования.

Более детальную информацию о том, как сортировать прочитанные статьи вы можете прочитать в нашем материале по АВС анализу научной литературы (см. ссылку). При этом нам интересно было бы узнать, каким образом вы читаете академическую литературу. Особенно тогда, когда вам нужно прочесть большое количество источников, а времени на это отведено мало.

 

И, как всегда, совет от лаборатории эффективных исследований:

«Учитесь у лучших и никогда не сдавайтесь!!!»

 

 

Читайте також:
9 советов по составлению диаграммы связей
Как не утонуть в море научной литературы?
Составление системной диаграммы
Проблемы с научной новизной? ТОП 5 привычек, убивающих вашу креативность

Календар подій

Категорія:
Дивитись програму Прийняти участь